Автоматизированная система управления наружным освещением городов «Аврора»® (АСУНО «Аврора»®)
АСУНО «Аврора»® предназначена для управления:
- городскими сетями наружного (уличного) освещения и осуществления диспетчерского контроля над ними;
- локальными системами подсветки городских сооружений (памятников архитектуры, мостов, площадей и отдельных зданий);
- освещением крупных промышленных объектов, портов, терминалов;
- освещением скоростных и кольцевых автодорог.
В зависимости от организации управления освещением в городе может быть установлен один из существующих вариантов системы управления «под ключ». Либо же, по желанию Заказчика, может производиться изменение одного из вариантов АСУНО «Аврора»® в части расширения объема выполняемых функций, адаптации интерфейсов пользователей, обеспечения работы системы в особых условиях эксплуатации. Проектные решения АСУНО «Аврора»® позволяют применять ее и в существующих сетях освещения.
Качественное освещение города, наиболее ответственных трасс и объектов - необходимое условие его жизнедеятельности. Наружное освещение формирует облик города, создает благоприятные условия для развития туризма и культурной деятельности, повышения деловой активности населения в вечерние часы, обеспечивает необходимый уровень безопасности жителей города и дорожного движения, способствует улучшению криминогенной обстановки.
АСУНО «Аврора»® обеспечивает:
- автоматизированное включение и отключение наружного освещения города в целом, его отдельных районов, а также заранее определенных групп объектов или одиночных объектов с центрального диспетчерского пункта;
- включение в режимы работы ВЕЧЕР, НОЧЬ, с пускателем (контактором) подсветки, а также с возможностью включения произвольной комбинации пускателей (контакторов);
- автономное управление наружным освещением по часам в соответствии с годовым графиком;
- диагностику состояния сетей освещения и силового оборудования с представлением данных диспетчеру;
- оперативную выдачу сообщений об авариях с указанием места аварии, отказавшего оборудования и рекомендаций диспетчеру;
- хранение и архивацию информации, в том числе, времени и содержания произошедших за сутки событий в сетях освещения и действий диспетчера;
- обеспечение территориального распределения функций по управлению и контролю объектами, формированию отчетной документации, ведению конфигурации;
- опционально - технический учет энергопотребления сетей освещения, замеры мгновенных значений токов, напряжений на входных вставках, Cos(φ).
Особенности АСУНО «Аврора»® :
1.Общие:
- сочетание каскадного и адресного управления пунктами включения;
- возможность адресного управления головными и каскадными пунктами включения, а также заранее набранными группами этих объектов;
- контроль целостности входных предохранителей и наличия напряжения после каждого из выходных предохранителей;
- контроль обратных заходов в пределах каскада и межкаскадных;
- контроль возникновения коротких замыканий, в том числе, межфазных;
- контроль попадания на сети наружного освещения (линии освещения) постоянного напряжения от электротранспорта (до 600 В);
- малое время доставки информации диспетчеру, обеспечивающее оперативность принятия решений;
- автоматизированный многотарифный учет энергопотребления каждого пункта включения с суммированием по всей сети наружного потребления;
- аппаратная и программная защита системы от несанкционированных действий, в том числе, с датчиками контроля доступа в шкафы пунктов включения наружного освещения.
2.В диспетчерских пунктах:
- возможность создания, распределенного по функциям и территориально, диспетчерского управления и технического контроля объектами осветительной сети;
- гибкость в организации автоматизированных рабочих мест (АРМ) с разными функциями (диспетчера, инженера обслуживания, руководителя и др.), определенными организацией диспетчерской службы, с помощью набора модулей специализированного программного обеспечения;
- организация мобильных рабочих мест выездных бригад;
- интерактивное взаимодействие с геоинформационной системой, представляющей карту города с нанесенными объектами осветительной сети (пунктами включения, линиями освещения и др.);
- эргономичный интерфейс оператора с отображением основных характеристик пунктов включения в графическом и буквенно-цифровом виде.
3.Особенности аппаратуры:
- высокая надежность аппаратных средств системы при штатной эксплуатации и при возникновении аварий в сетях освещения;
- наработка аппаратуры приборов управления не менее 50 000 часов;
- широкий выбор модификаций приборов управления позволяет подобрать требуемые комбинацию каналов связи и набор датчиков контроля;
Наши специалисты выполняют весь комплекс работ, включающий проектирование, изготовление и поставку аппаратуры системы. Мы проводим монтажные (шеф-монтажные) и пусконаладочные работы, гарантийное и послегарантийное обслуживание, обучение диспетчеров и обслуживающего персонала.
АСУНО «Аврора» представляет собой распределенную многоуровневую систему, работающую в масштабе реального времени.
Информационный обмен с пунктами включения
Для непосредственной информационной связи между центральным диспетчерским пунктом и пунктами включения (ПВ) могут использоваться комбинации из следующих каналов связи:
- -GSM/GPRS связь
- связь по выделенным линиям городской телефонной сети;
- связь по волоконно-оптическим линиям;
- радиосвязь на выделенной частоте.
Информационная связь между пунктами включения осуществляется по силовой сети (линиям освещения).
Пункты включения, не имеющие непосредственной связи с диспетчерским пунктом, могут иметь ее транзитно через ближайший пункт включения, имеющий непосредственную связь.
Выбор комбинации каналов связи позволяет оптимизировать стоимость использования каналов связи, выровнять их загрузку, подобрать требуемую скорость и пропускную способность, а также повысить надежность информационного обмена. Пример возможных комбинаций информационных каналов представлен в таблице:
Тип ПВ | Тлф | СС | Eth/Opt | GSM |
ГПВ | + | + | ||
ГПВ | + | + | + | |
ГПВ | + | + | + | + |
КПВ | + | + | ||
КПВ | + | + | ||
КПВ | + | + | + |
- ГПВ – головные пункты включения освещения;
- КПВ – каскадные пункты включения освещения;
- Тлф – прямая телефонная пара;
- Eth/Opt – оптоволоконная линия связи;
- СС- силовая сеть, используется для передачи информации между ПВ.
Использование каскадирования
Управление режимами освещения города является оптимальным при использовании схем каскадирования (одна команда на каскад). То же касается и контроля включения по обратным заходам. Для обеспечения гибкости добавляется адресное управление группами или отдельными ПВ.
Каскад представляет собой группу пунктов включения, соединенных строго по иерархии, корнем которой является головной пункт включения.
Варианты построения диспетчерских.
Можно выделить три основных типа организации диспетчерских служб, в зависимости от распределения функций управления и контроля.
1.Вариант диспетчерской службы с центральной организацией
Пояснение к схемам организации:
- КПВ – каскадный пункт включения
- ГПВ – головной пункт включения
- СС – силовая сеть
- Y – канал GSM
- АРМ – автоматизированное рабочее место
К этому варианту подходят предприятия городского освещения малых городов – в одной территориальной единице находятся диспетчерская и производственная службы. На примере, на рисунке, представлен объект управления – осветительная сеть из набора каскадов. Для связи с ПВ используются каналы обмена по выделенным телефонным парам, каналы обмена по GSM, а также по волоконно-оптическим линиям.
На диспетчерском пункте располагаются:
- два АРМ диспетчера – основной и дополнительный (выполняет также функцию резервного);
- панель с геоинформационной системой (ГИС), представляющая карту местности с нанесенными объектами осветительной сети;
- оборудование связи.
Мобильные рабочие места позволяют проводить выездным бригадам диагностику оборудования непосредственно на объекте. Данный вариант (в разных объемах) реализован в городах Калининград, Ижевск, Якутск, Уральск.
2.Вариант диспетчерской службы, организованный по принципу – децентрализованное управление с централизованным контролем.:
Данный вариант характерен тем, что объекты осветительной сети поделены между эксплуатационными районами, каждый из которых имеет диспетчерский пункт по управлению и контролю. Также имеется центральный диспетчерский пункт (ЦДП), наделенный функциями контроля всех объектов сети и координации управления включением города. Обеспечение ЦДП включает АРМ диспетчера с представлением состояния объектов всех эксплуатационных районов, а также ГИС с нанесенными объектами сети. Между всеми АРМ в структуре имеется интерактивное взаимодействие в режиме реального времени. Данный вариант реализован в г. Москва.
3.Вариант диспетчерской службы, организованный по принципу – централизованные управление и контроль, и децентрализованный контроль с функциями диагностики.
В данном варианте на ЦДП возложены по управлению и контролю всеми объектами города. Диспетчерские районных служб выполняют только функции местного контроля состояния своей группы каскадов и их диагностики. Данный вариант реализован в г. Санкт-Петербург.
Специализированное программное обеспечение диспетчерских пунктов
Вся система для пользователя представляется в иерархическом виде Схема каскадов – схема каскада – схема ПВ. Это позволяет с одной стороны иметь информацию обо всех объектах сразу, а с другой осуществить быстрый поиск требуемого объекта с детализацией до схемы.
Система представляет топологию каскадов всей осветительной сети. Визуальное представление каскада позволяет быстро найти требуемый ПВ в каскаде, а также определить последствия аварии для нижестоящих ПВ по иерархии, что важно при каскадном управлении освещением.
Каждый ПВ имеет свою схему, набор точек контроля и расставленных на них датчиков аппаратуры АСУНО. Это детализирует представление состояния аварии ПВ, а также топологию каскада по управляющим выходам и контрольным заходам.
Пользователь может получать отчетную информацию об объектах системы, их состоянии, как текущую, так и во времени, отчеты по архивам событий. Поиск информации осуществляется заданием критериев выборки и упорядочения.
Много информации для пользователя несет визуальное представление объектов осветительной сети на карте города. Дорожная сеть, место установки ПВ, прохождение линий освещения, отметка управляющих линий, нахождение трансформаторных подстанций и др.
Интерактивное взаимодействие с ГИС позволяет облегчить поиск объекта на карте из АРМ, отобразить состояние объекта цветом, вывести о нем информацию о состоянии.
Программное обеспечение выполняет также информационную функцию, представляя данные по оборудованию ПВ, технических характеристик линий освещения и др.
Эффективность внедрения АСУНО «Аврора»®
Социальная эффективность:
- повышение безопасности дорожного движения;
- повышение личной безопасности граждан;
- создание привлекательного образа города.
Экономическая эффективность:
- сокращение расхода электроэнергии, в том числе, выявление и уменьшение непроизводительных потерь и потерь, связанных с несанкционированными подключениями;
- сокращение расходов на содержание аварийной службы за счет точного определения места возникновения аварии (адресная диагностика), что приводит к уменьшению числа дежурных машин и аварийных бригад;
- снижение ущерба при возникновении аварий или чрезвычайных ситуаций (уменьшение количества несчастных случаев, вызванных аварийными ситуациями, и связанных с этим затрат);
- повышение процента горения за счет контроля энергопотребления сети наружного освещения.
Результаты внедерния АСУНО «Аврора»® :
Санкт-Петербург
Оснащение оборудованием АСУНО «Аврора»® производится с 1998 года. Система организована по принципу каскадного управления с элементами адресного управления групп из отдельных ПВ.
Связь ЦДП с ГПВ по прямым телефонным парам, между ПВ по силовой сети, также на ряде головных и каскадных ПВ для связи с ЦДП используется канал GSM.
По состоянию на июнь 2014 года объем системы:
- 200 каскадов, ГПВ имеют связь с ЦДП по выделенным телефонным парам
- около 1500 комплектов аппаратуры пункта включения освещения (АПВ).
- Из них более 450 АПВ с резервным GSM/GPRS каналом связи.
- 40 АПВ подключены к волоконно-оптической сети связи Ростелеком.
Москва
Система организована по принципу каскадного управления. Связь с ГПВ по прямым телефонным парам, между ПВ по силовой сети. Введена система технического учета электроэнергии.
Список диспетчерских пунктов (ДП) эксплуатационных районов:
- ДП - 2-й км МКАД
- ДП - Артюхиной ул. 6а
- ДП - Вавилова 57
- ДП - Веселая ул. д. 5
- ДП - Новочеремушкинская 24
- ДП - Петровско-Разумовский пр-д д. 19
- ДП - Смольная 35
Центральный ДП с функциями контроля
На фотографиях ниже представлено состояние районного ДП 2-й км МКАД на 2005г до и после внедрения АСУНО «Аврора»®:
Якутск
Система состоит из ГПВ без применения каскадного управления. Связь с ГПВ по радиоканалу.
Калининград
Система организована по принципу каскадного управления. Связь с ГПВ по прямым телефонным парам.
Ижевск
Система организована по принципу каскадного управления. Связь с ГПВ по радиоканалу, между ПВ по силовой сети. Введена система технического учета электроэнергии.
Уральск
Система организована по принципу каскадного управления. Связь с ГПВ по радиоканалу, между ПВ по силовой сети.