Система «Движение»
Комплексная система обеспечения безопасности и автоматизированного управления движением поездов метрополитена. Система «Движение» вобрала в себя последние достижения отечественной науки и по своим характеристикам не уступает аналогичным западноевропейским решениям, таким как Communication-based train control (CBTC). Система «Движение» охватывает следующие структурные уровни метрополитена: центральный пост, аппаратуру станций и перегонов, поездную аппаратуру. Система работает в автоматизированном режиме с участием поездных диспетчеров линий, дежурных по посту централизации на станциях с путевым развитием и машинистов поездов.
В настоящее время в эксплуатации находятся:
- ЦДУ, одиннадцать станций и электродепо Казанского метрополитена
- Восемь станций и увязка с Депо Южное на 5 линии Петербургского метрополитена
- Три станции Нижегородского метрополитена
- Четыре станции Минского метрополитена
- Одна станция Ташкентского метрополитена
В общей сложности это:
- 28 станций (из них 18 с путевым развитием) и электродепо
- Более 40 км линий в двухпутном исчислении
- 80 централизованных стрелок
- Более 135 аппаратных стоек и свыше 3000 электронных плат
- Более 75 автоматизированных рабочих мест
- Более 130 составов Петербургского метрополитена
- Весь парк составов Казанского метрополитена
Состав системы:
Центральный пост (ЦП) – это система диспетчерской централизации автоматизированного управления линиями метрополитена с графико-интервальным регулированием движения поездов.
Станционная аппаратура (СА) – это аппаратура микропроцессорной централизации управления стрелками и сигналами. Обеспечивает контроль целостности рельсового пути и формирование допустимой скорости движения по индуктивному рельсовому каналу, цифровой обмен поезд-станция по радиоканалу.
Поездная (бортовая) аппаратура (ПА) – обеспечивает автоматизированное управление и безопасность движения пассажирских поездов метрополитена. Аппаратура предназначена для эксплуатации в составе пассажирских электропоездов, как с приводом постоянного тока, так и с асинхронным тяговым приводом.
Комплексная автоматизированная система диспетчерского управления устройствами жизнеобеспечения (КАСДУ) – решает задачу управления системами вентиляции, освещения и другими системами жизнеобеспечения.
Преимущества системы «Движение»:
- комплексное решение всех задач технологического управления;
- высокая безопасность и надёжность на всех уровнях систем управления;
- адаптация к разнообразию проектных решений и требованиям заказчика;
- ориентированность системы на удобство работы обслуживающего персонала.
Центр диспетчерского управления
Центр диспетчерского управления (ЦДУ) — верхний уровень системы диспетчерской централизации метрополитена (автоматизированная система диспетчерского управления). Использование ЦДУ позволяет создать единую для метрополитена техническую и информационную базу, необходимую для повышения эффективности оперативного управления процессом перевозок пассажиров, а также для анализа и прогнозирования работы различных служб метрополитена.
Поездная аппаратура
Поездная аппаратура (ПА) – это система, предназначенная для автоматизированного управления и обеспечения безопасности движения пассажирских электропоездов Петербургского метрополитена, и может быть использована как для установки на новых поездах, так и для замены устаревших устройств сигнализации и регулировании скорости.
Станционная аппаратура
Стационарная аппаратура системы «Движение» имеет полное наименование «Стационарная микропроцессорная система автоматической блокировки, интервального регулирования движения поездов и маршрутной централизации стрелок и сигналов (СА КСД)». Система предназначена для обеспечения безопасности движения и автоматизированного управления движением пассажирских и хозяйственных поездов на линиях метрополитена и электродепо.