Поездная аппаратура
Поездная аппаратура (ПА) – это система, предназначенная для автоматизированного управления и обеспечения безопасности движения пассажирских электропоездов метрополитена, и может быть использована как для установки на новых поездах, так и для замены устаревших устройств сигнализации и регулировании скорости.
Все системы представляют собой современные программно-аппаратные комплексы, созданные на базе микропроцессорных систем и разработанные с учетом преемственности и опыта внедрения передовых технических решений.
Функции, которые обеспечивает ПА
- автоматизированный режим ведения поезда с участием машиниста, при этом ПА обеспечивает 3 режима работы: режим автоведения; режим контроля скорости; режим ограничения скорости;
- управление поездом при подходе и остановке на станции: прицельное торможение, фиксацию прибытия поезда на станцию, формирование команды открывания дверей;
- управление поездом на станции: отсчёт и индикацию времени плановой стоянки поезда на станции; формирование команды отключения электрического тормоза, включение зуммера (сигнал разрешения отправления), закрывание дверей и контроль закрывания дверей, включения и выключения тяги; фиксацию отправления поезда со станции, установку и индикацию признаков, определяющих режим управления движением поезда по перегону;
- регулирование скорости управления торможением поезда на перегоне: формирование команд торможения при превышении заданной разности между допустимой, получаемой по рельсовому каналу, и фактической скоростями поезда; торможение по признаку неисправности ПА до полной остановки поезда; контроль срабатывания пневмотормозов, исключение скатывания поезда более, чем на один оборот колеса;
- автоматический перевод ПА в режимы, обеспечивающие безопасное состояние;
- контроль и диагностику ПА с индикацией на дисплее.
Для управления движением поезда микропроцессорная система ПА использует информацию базы данных и информацию, получаемую по последовательному интерфейсу CAN.
Были разработаны следующие системы:
- поездная аппаратура для Петербургского метрополитена ПА КСД (для комплексной системы «Движение») -1998 г.;
- поездная аппаратура для Казанского метрополитена – ПА АТП ( с асинхронным тяговым приводом) – 2005 г.;
- ПА-М – для поездов с приводом постоянного тока – 2006 г.
Разработка АО «НИИ ТМ» - ПА «Шлем» эксплуатируется в Казанском метрополитене в качестве системы обеспечения безопасности, диагностики и автоведения в составе САУ «Витязь» на поездах серии 81-740.4 «Русич» изготовления «Метровагонмаш».
ПАМ-АТП
В 2016 началась опытная эксплуатация новой поездной аппаратуры обеспечения безопасности движения и автоматизированного управления движением поездов метрополитена (ПАМ-АТП). Она предназначена для автоматизированного управления движением поездов с вагонами серии 81-722/723/724 и их модификациями, оснащёнными асинхронным тяговым приводом (АТП). |
Датчиковая аппаратура
Открытая модульная структура ПАМ-АТП предоставляет возможность, при необходимости, добавлять функциональные модули. Для управления движением поезда используется информация от датчиков скорости РДВ, коррекции пути ДКП. РДС формирует сигналы, несущие информацию о скорости и направлении движения. ДКП предназначен для фиксации сигнала от контрольной метки, установленной в тоннеле или на станции, используемого в ПА для коррекции пути поезда. |
АЛС-АРС-2-2
Устройство АЛС-АРС-2-2 является подсистемой СЦБ и предназначено для автоматической локомотивной сигнализации и автоматического регулирования скорости на вагонах скоростного трамвая на базе цифровых устройств и каналов обмена информацией. |
Прибор ПАРС
Прибор автоматического регулирования скорости ПАРС в составе поездной аппаратуры представляет собой двухканальный приемник сигналов рельсовых цепей и предназначен для декодирования частотного и фазо-разностно-модулированного кодирования допустимой скорости движения поездов метрополитена. |
Прибор сбора и регистрации ПСР Л
Прибор ПСР Л в составе поездной аппаратуры предназначен для автоматического сбора, регистрации и обработки параметрической информации о действиях машиниста и техническом состоянии вагонного оборудования для поездов метрополитена. |
Были получены патенты на изобретение № 2326016 от 31.07.2006 и на полезную модель № 85876 от 07.04.2009